23:09 Ответственность как мера социальной зрелости |
... На днях были беседы с родительницами студентов (почти всех курсов), которые не смогли пройти комиссию с третьей (а кто-то и n-ой) попытки. Были и слезы, и просьбы "что-нибудь сделать, чтобы спасти ребенка" и, даже, "договориться". Я честно беседовал с ними, успокаивал, советовал, что можно предпринять после отчисления, чтобы вновь к нам вернуться (восстановиться). Общался и постоянно думал - почему? Почему слезы и просьбы начинаются не "до", а "после"? Почему мы должны "спасать ребенка", которому уже скоро стукнет 20 лет? Почему только с молодыми людьми возникают обычно подобные проблемы (подчеркиваю - не с девушками, что иногда логично в силу их эмоциональных кренов, а именно со взрослыми и рослыми парнями)? Много таких вопросов-"почему" возникает. Хотя, известны и ответы на эти вопросы. Самый главный ответ - у многих студентов наблюдается отсутствие какой-либо ответственности или даже прямое и настырное нежелание ее иметь. И, к сожалению, это в последние годы наблюдается именно у молодых людей (не у всех, конечно; я говорю о тенденции). ... Вот скажите, кто мешает придти в деканат в середине семестра и сказать, что есть проблемы с усвояемостью материала (тем, кто подходил, я пытался как-то помочь и они вообщем-то комиссию прошли)? Кто мешает (это уже к родителям) отреагировать на наши письма-предупреждения и придти к нам не после комиссии, когда ничего уже нельзя сделать, а после получения письма (или хотя бы позвонить нам)? Кто мешает, в конце концов, просто выучить предмет и сделать все задания? Кстати, часто говорят, что "предмет такой сложный, что не получается понять его даже за год". "Позвольте", - отвечаю я, - "если предмет "такой сложный", то, может быть, именно эта специальность не подходит для этого человека. И, может быть, к лучшему, что комиссия не сдана, и студент уходит от нас? Зачем так мучаться и издеваться над собой, если не получается в течение года освоить материал?" Нет! Лучше не приходить в деканат превентивно. Лучше, конечно, потом, когда очередной "авось" не прокатит, жаловаться на все, что угодно: "меня не взлюбили", "я не понимаю матанализ", "этому преподавателю никто не может сдать" и т.д., и т.п. "Все виноваты!, но не я...", - не спорю, очень удобная и, даже, местами понятная позиция. Но, добавлю, - понятная для школьника, но никак не понятная в отношении ее применения совершеннолетними людьми. Более того, эта позиция недальновидная. Тактические задачи можно решить, бесконечно обманывая и нас, и, что самое страшное, - себя. Но таким образом нельзя обмануть время. Нельзя добиться высокого результата, постоянно скрываясь за ширмой якобы наличия проблем во всем. Во всем, кроме вас самих, конечно же... Одно из наиважнейших умений, которое в настоящее время очень актуально - это умение принимать решения. Хотя бы в отношении себя. Безусловно, очень легко жить, постоянно надеясь, что тебя "протащат", что "деканат не даст отчислить за две недели до защиты", "я такой хороший, а преподаватель меня валит" и так далее. Но, с другой стороны, надо понимать, что есть определенные формальности, которые нам (деканату, кафедрам) необходимо соблюдать. Например, по Положению об итоговой аттестации, я должен издать распоряжение о допуске к защите выпускных работ за 10 дней до защиты. То есть - завтра - 5 июня - я должен это распоряжение издать по ПИЭ. Cпрашивается: как я его издам, если ~ 10 человек имеют на сегодня академические задолженности?! У меня остается два варианта: или я издаю распоряжение на тех, кто не имеет долгов. На остальных, соответственно, - о недопуске со всеми вытекающими. Или я не издаю распоряжение до тех пор, пока у всех не будут ликвидированы долги. В этом случае под угрозой срыва уже вся защита, и вероятность, что вообще никто не защитит ничего. Вы - те, кто имеет долги, - вообще осознаете, что вы подставляете не только себя, но и своих товарищей, а также меня и моего зама, заведующих кафедрами, толкая нас на должностные нарушения? Вы - осознаете??? Боюсь, что нет. Вам нужны только вы сами, и думаете вы только о себе. "Авось прокатит" в этот раз, скорее всего, не прокатит. Я не стану подставлять под угрозу тех ребят, которые все выполнили в срок, и я издам распоряжение по ним. "А с нами что делать будете", - спросят должники? "Как получится, - отвечу я. Ставить из-за должников под угрозу репутацию факультета, а также выпуск тех, кто вовремя все сделал, я не собираюсь. Извините. В заключение немного поумничаю. По моему глубокому убеждению, ответственность или готовность к ней является эквивалентом умения и готовности принимать осознанные решения прежде всего в своей судьбе. Ответственность - мера социальной зрелости. Если человек не может контролировать свою жизнь и события, которые от него, в принципе, зависят, ему будет практически невозможно добиться какого-либо успеха. Каждый хочет успеха. Но не каждый может его достичь. В большинстве случаев это связано с тем, что человек не хочет принимать решения, не умеет быть ответственным. У такого человека единственным инструментом достижения цели является "авось". Господа, в 21-м веке с такой позицией вы просто-напросто социально не выживете. Наступит момент, когда вам будет очень тяжело от этого факта. Этот момент - момент полной социальной беспомощности - рано или поздно наступит в таких условиях вашего взаимодействия со внешней средой. Замечу, что в эти условия вы сами себя помещаете. Поэтому надо уже сейчас перестраиваться, пока вы еще обладаете определенной психологической гибкостью в силу вашей молодости. Не опоздайте, дорогие мои. Не опоздайте... Короче: Вчера-сегодня оказалось, что у многих пятикурсников, которым 16-го защищать дипломные проекты, а 24-го уже получать дипломы, есть долги! Многие до сих пор не сдали в установленные сроки одну или две дисциплины, а один студент так и не представил дипломную работу, и если завтра в 8.00 ее (работы) не будет, придется оформлять недопуск, и отчислять с академической справкой. P.S. Прошу прощения за сумбурность мыслей. Нет времени шлифовать фразы. Целью этой заметки было - донести мысль. Главную. P.S.S. Надеюсь... |
|
Всего комментариев: 4 | |
| |