"А все началось с того, что в 1854 году в имении Борок у дворянина Петра Щепочкина и бывшей крепостной Анны Морозовой родился мальчик Коля. В отрочестве у него появилось два увлечения: читать умные книжки и свергать царя. Российская наука многим обязана террористам. Анархист Петр Кропоткин — автор серьезных работ по географии, геологии и поведению животных. Кончивший жизнь на виселице Кибальчич числится в основоположниках космонавтики. Классик органической химии Бах был социалистом-революционером. Штернберг, чье имя носит Государственный астрономический институт МГУ, применял свои знания математики для организации восстаний 1905 и 1917 годов. В общем, бомба от колбы недалеко падает.
Вот и Морозов — «ходил в народ», создавал революционные кружки, издавал прокламации, встречался с Карлом Марксом, входил в исполком «Народной воли», а в 1882 году за участие в подготовке убийства Александра II получил пожизненное заключение без права обжалования приговора и оказался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
Потом были двадцать с лишним лет в Шлиссельбургской каторжной тюрьме, где люди если и выживали, то превращались в ходячие развалины. Но когда в 1905 году была объявлена амнистия, Морозов вышел из узилища бодрым и полным сил. Много лет спустя он скажет: «Я был не в тюрьме, я был во Вселенной». За время заключения он ухитрился выучить 11 языков и написать 26 томов трудов по физике, химии, истории, астрономии, философии и прочим дисциплинам.
Архив Морозова сейчас хранится в Борке. Тысячи страниц отсканированы, и любой желающий может их прочитать. Берем наугад — 1898 год, дело № 4, тюремные тетради. Читаем оглавление: «Четвертое измерение пространства», «Иррациональные величины, их геометрический смысл», «Лунные кратеры и цирки», «Факторы эволюции», «Атомы жизни»…
В 1923 году «за заслуги перед революцией и наукой» Ленин вернул Морозову его родовое имение в Борке. Революционер-дворянин стал единственным в Советском Союзе официальным помещиком. Правда, усадьба ему была не особо нужна — он возглавлял Естественнонаучный институт в Петрограде и имел там пятикомнатную квартиру. А свое имение отдал под небольшую биологическую станцию."
Источник