» Интервью ректора В.Н. Исакова ("Республика", 25 марта 2010 г.)
«Педагогическое образование должно остаться самостоятельным».
2010 год объявлен в стране Годом учителя. Очень хочется надеяться, что он станет той точкой отсчета, которая изменит отношение общества к нелегкому труду педагога, вернет престиж профессии учителя. В то же время это ко многому обязывает и ставит новые задачи перед самими учителями, школами и педагогическими вузами. О том, что думают по этому поводу в старейшем вузе республики – Коми государственном педагогическом институте, мы беседуем с ректором КГПИ Валерьяном Исаковым.
- Валерьян Николаевич, в Год учителя все ждут изменений государственной политики в сфере образования. На ваш взгляд, что требует преобразований в первую очередь?
- Отрадно, что государство наконец-то обратило внимание на проблемы школы, проблемы учительства. Они назрели давно и требуют безотлагатель-ного решения. Сейчас предстоит решить две ключевые задачи. Первая сфор-мулирована в национальном проекте «Наша новая школа». Нацеленное на модернизацию государство требует людей нового типа, инновационно мыс-лящую и работающую молодежь. Как подчеркнул Президент Дмитрий Мед-ведев, школа является критически важным элементом всего процесса преоб-разования нашего общества. Вторая задача еще сложнее – поднять уровень так называемой массовой школы, на которую много лет никто не обращал внимания. До недавнего времени аудитории вузов занимали в основном вы-пускники гимназий, лицеев, классов с углубленным изучением ряда предме-тов, то есть питомцы элитных учебных заведений. Но вот постепенно из-за углубляющегося демографического кризиса в вузы потянулись рядовые вы-пускники школ. И все удивились – как же они плохо подготовлены! Так вот, очень важно повернуться лицом к обычной, не элитной школе.
- По силам ли небольшому периферийному пединституту перестроить работу таким образом, чтобы качество подготовки педагогических кадров отвечало современным требованиям и реалиям?
- Стремление соответствовать уровню современных требований присуще всем педагогическим вузам вне зависимости, большие они или маленькие, столичные или периферийные. Однако, конечно, это не означает, что педву-зы должны довольствоваться лишь своими достигнутыми результатами. Что-бы не вариться в собственном соку, а объединить усилия и перенять друг у друга все самое лучшее и передовое, 11 марта этого года тридцать пять педа-гогических вузов страны – от Калининграда до Дальнего Востока, и в том числе наш Коми пединститут – решили создать так называемый сетевой пе-дагогический университет. Мы подписали протокол о намерениях, в котором, в частности, говорится: «Участники намерены организовать сеть высших учебных заведений – сетевой педагогический университет – для эффективно-го использования академического и профессионального опыта участников в реализации задач в сфере высшего и послевузовского профессионального об-разования с целью повышения качества педагогического образования за счет консолидации интеллектуальных, материальных, кадровых, технологических и других ресурсов участников на базе современного информационно-технологического менеджмента». Координацию действий возложил на себя Герценовский педагогический университет (Санкт-Петербург). Понимаете, для педвузов очень важен методический опыт, наработки в об-ласти приемов и технологий обучения, а это, между прочим, сродни искусст-ву. Но если театральные и художественные вузы гордятся своей самобытно-стью, то для совершенствования педагогического образования полезен такой обмен достижениями друг друга. Ведь мы работаем на едином образователь-ном поле. С этой целью мы и решили объединиться. Это как раз таки наи-лучший ответ педвузов на национальную инициативу «Наша новая школа». Кстати, в России подобные отраслевые вузовские консорциумы уже давно функционируют.
- Наверняка, уже не в первый раз вам задают вопрос о мотивации абитуриентов, поступающих в педагогический вуз. Ведь не секрет, что далеко не каждый видит себя в будущем у школьной доски с указкой в руке. Но сейчас, в разгар последствий демографической дыры, ваш вуз оказался в еще более сложной ситуации. Чтобы выполнить план приема, вам придется принимать всех желающих, кто имеет проходной балл ЕГЭ…
- Тем не менее, проблем с приемом у нас еще не было. Абитуриенты, их ро-дители и учителя понимают, что пединститут дает хорошую профессиональ-ную подготовку. Все-таки специфика педагогической специальности такова, что кроме непосредственно знаний по предмету здесь дают еще и фундамен-тальное методическое, психолого-педагогическое образование, учат общать-ся, руководить коллективом, держаться перед аудиторией. Это очень важно в нынешнее время, когда стремительно растет спрос на образовательные услу-ги.
Но, конечно, не будем скрывать, - к нам сейчас поступает достаточно много слабо подготовленных выпускников. Затем такой слабый студент идет в школу, и образуется своего рода замкнутый круг. Нам говорят – не берите их, уменьшайте прием, закрывайте не пользующиеся спросом специальности. Но кто же тогда в школу то пойдет? Ведь в школах катастрофически не хва-тает учителей физики, математики, информатики, иностранных языков и других предметов. Есть школы, где фактически нет учителей не пенсионного возраста. Почему это происходит – очевидно. Ведь мы не в Москве или Питере, где учителя получают до 30-40 тысяч. И при этом острейшим образом стоит квартирный вопрос. В абсолютном большинстве мест, где требуются учителя, жилье не предоставляется. Хорошо, если в селе выделят комнату с печным отоплением.
- Однако пока от контрольных цифр приема зависит финансирование вуза. Многие ваши коллеги – ректоры уже высказывают опасения по этому поводу.
- Зависимость финансирования от контрольных цифр имеет место и она понятна. Но сейчас возникают иные проблемы. Государство все решительнее передает вопрос существования в руки самих учебных заведений. В скором времени появятся казенные, бюджетные и автономные учреждения. Казен-ные целиком финансируются государством, а что касается бюджетных, к ко-торым отнесутся вузы, то государство планирует платить им за подготовку кадров по госзаказам. И вот пока не очень понятно, будет ли субсидировать-ся только образовательный процесс, а если да, то за счет кого или чего будут содержаться помещения, отчисляться налоги за аренду земли, осуществлять-ся ремонт зданий и так далее?
- И что же делать? Может прав ваш вечный оппонент, ректор сыктывкарско-го университета Василий Задорожный, предлагающий вернуться к идее объ-единения сыктывкарских вузов во имя их спасения?
- Инициативу в вопросах объединения Москва передает регионам. Поэтому Республике Коми, если она желает иметь много хороших учителей, надо серьезно подумать, как выстроить наше профессиональное образование. Только с позиций «выжить»? Лишь бы в Сыктывкаре был хоть один вуз? А кого и как он будет готовить, это безразлично? Я, например, в аргументациях СыктГУ ни разу не услышал о том, что таким образом улучшится качество подготовки педагогических кадров, усилится желание выпускников пойти в школу. И ни от какого другого региона, где произошло исчезновение педаго-гических вузов под крылом университетов, подобной информации нет. И не может быть. Понимаете ли, кроме материальной базы и научного потенциала для подготовки настоящего учителя в вузе нужны по крайней мере еще три чрезвычайно важных условия: достаточное число специалистов, владеющих современными методиками и образовательными технологиями; наличие осо-бой образовательной среды, направленной на человека, на обучение студен-тов воспитывать и развивать личность ребенка через учебный предмет, и, на-конец, хорошее знание системы школьного образования. В рамках классиче-ского университета, да еще при погоне за внебюджетом, эти естественные для педвузов факторы девальвируются.
- За долгие годы борьбы «за» и «против» обе стороны привели исчерпываю-щий список аргументов в пользу своей точки зрения. Что вы можете проти-вопоставить позиции ректора СыктГУ сейчас, когда чаша весов, похоже, на-кренилась все-таки в пользу объединения?
- Если позволите, я буду говорить открыто. На самом деле речь идет кон-кретно о сохранении университета как такового. Ведь подумайте – сколько нужно в республике математиков в чистом виде, физиков, биологов, других специалистов в области фундаментальных наук? Единицы. Зато растет обра-зовательная сфера, спрос на людей, которые могут учить, воспитывать и об-щаться. А это как раз педагогическое образование. И если это так, то не луч-ше ли собирать гуманитарное образование вокруг педагогического вуза и ук-реплять педагогическую вертикаль с педколледжами и КРИРОиПК? А взгляд только с точки зрения финансово-экономической и демографической – упрощенный, узкий, хотя в настоящее время и превалирующий.
Ладно, еще раньше, когда на школу и педагогическое образование никто не обращал внимания. Но сейчас ситуация в корне изменилась. В случае объединения кто будет решать задачи национальной инициативы? Классический университет, в структуре которого окажется педфакультет или педвуз? Или все-таки эта задача больше по силам самостоятельному педагогическому ин-ституту? Ведь понимаете, в случае объединения резко понижается статус пе-дагогического образования. С кем будут разговаривать по проблемам подго-товки педагогических кадров Глава республики, министры, главы муниципальных образований? С деканом педагогического факультета или директором подчиненного института? Вряд ли. Ведь они даже договоры заключать не могут. Естественно, неизбежно все замкнется на личности ректора. А интересы его могут быть далеки от учительства. Да и он сегодня один, а завтра другой.
Наконец, кто будет заниматься разработкой и реализацией образова-тельных программ по новым ГОС педагогических направлений, определять средства и технологии обучения для достижения тех или иных компетенций будущего учителя? Преподаватели университета к этому не готовы. Или сна-чала наши сделают все, а затем будут под угрозой увольнения?
Я уже изучал эту проблему, когда нас пытались объединить в 2003-2004 го-дах. Тогда директор пединститута в структуре Саратовского университета мне сказал: «Наш институт самое крупное подразделение, но он находится в бесправном положении». Аналогичную историю только что, 11 марта, рассказал проректор Магнитогорского университета, не так давно созданного на базе педагогического вуза. Их Институт педагогики также существует фактически на благотворительной основе. То есть, повторюсь, все зависит от руководства такого вуза.
А теперь еще один пример. В прошлом году из-за то-го, что очень мало выпускников школ сдало ЕГЭ по физике, Сыктывкарский университет закрыл прием на специальность «физика». Мы могли бы сде-лать так же и избавиться от мороки с приемом, если бы не понимали, что то-гда через пять лет совсем не будет выпуска учителей физики.
Сейчас в стране осталось всего 67 педагогических вузов из бывших более чем 100 когда-то. Результат - есть регионы, где вообще перестали готовить чисто учителей.
- 30 марта руководители вузов республики соберутся на очередное заседание Совета ректоров. Будет ли на нем обсуждаться вопрос интеграции?
- Это заседание Совета ректоров состоится совместно с Главой РК. Нам ин-тересна позиция Главы и правительства по вопросам высшего образования, а Глава желает услышать наше мнение.
- Возвращаясь к тому, с чего мы начали наш разговор. Как вы считаете, поможет ли Год учителя укрепить позиции и окончательно отстоять самостоя-тельность Коми пединститута? И вообще, каких позитивных перемен вы ждете в этом году?
- Я очень надеюсь, что победит благоразумие, что Республика Коми будет бороться за сохранение и финансирование самостоятельного педагогического образования. Ведь, в конце концов, это стратегически важная отрасль, и на-ши учителя готовят абитуриентов не только для республики, но и для всей страны.