Кликабельно. Не особо верю в высокую эффективность УГТУ и СЛИ. Особенно по показателям: средний балл ЕГЭ; количество научных работ на одного научного сотрудника; процент выпускников-иностранцев.
Прокомментировать эту информацию мы попросили экс-министра образования и высшей школы Республики Коми Алексея Изъянова, занимавшего этот пост с февраля 2002г. по март 2006 г.
- Сыктывкарские ВУЗы упустили свой шанс стать конкурентоспособными. Еще в 2002-м году надо было начать создавать крупный университетский комплекс на базе СыктГУ, КГПИ и филиала Кировской медицинской академии. Потому что только крупный ВУЗ может выдерживать конкуренцию, концентрировать наибольшее количество лучших преподавателей, выигрывать гранты, вести научные исследования и так далее. Учитывая то, что у нас есть еще база Коми научного центра, мы могли бы создать ведущий университетский комплекс на Северо-Западе. Но этому помешали местечковые интересы ректоров сыктывкарских ВУЗов. Теперь момент упущен. Лучшие выпускники школ, понимая каков престиж у СыктГУ и КГПИ, предпочитают получать высшее образование в других городах, чем еще сильнее снижают уровень этих учебных заведений.
Почему момент упущен? Объединить сейчас, поставив новое руководство, никто не мешает.
Сообщение отредактировал Ghost - Пятница, 02.11.2012, 18:10
На заседании ученого совета Сыктывкарского госуниверситета 6 ноября коллективу вуза будет представлена Марина Истиховская в качестве исполняющего обязанности ректора университета. Эту информацию «КомиОнлайну» подтвердили в вузе.
В тот же день состоится чествование действующего ректора Василия Задорожного, который 5 ноября отметит 65-летие.
Напомним, В.Задорожный пожелал оставить пост ректора, хотя ученый совет просил его остаться на этой должности (российское законодательство позволяет лицам старше 65 лет по ходатайству образовательных учреждений работать до 70 лет). В итоге были инициированы выборы нового руководителя вуза, однако они были признаны несостоявшимися. В этой ситуации вопрос о ректорстве решается в министерстве образования и науки России.
В.Задорожный руководил Сыктывкарским госуниверситетом 17 лет — с 1995 года.
М.Истиховская с 2003 года является депутатом Государственного Совета Коми, с 2006 года — председатель республиканского парламента. Согласно республиканскому закону «О статусе депутата Госсовета» народный избранник в должности председателя Госсовета исполняет свои обязанности на профессиональной постоянной основе. Таким образом, М.Истиховской нельзя будет совмещать сразу две должности.
Как сообщил нашему сайту источники из СыктГУ, 6 или 7 ноября Марина Истиховская будет представлена как исполняющий обязанности ректора университета.
Напомним, «7x7» сообщал о том, что законность избрания спикера регионального парламента Марины Истиховской на должность ректора может быть поставлена под сомнение.
Выборы ректора, которые должны были пройти еще в конце сентября, и на которых Марина Дмитириевна не была зарегистрирована как кандидат на должность, по сомнительным причинам были отложены на неопределенный срок.
6 ноября также запланировано торжественное прощание с коллективом университета нынешнего ректора Василия Задорожного, приуроченное к его 65-летнему юбилею.
Ректор Сыктывкарского государственного университета Василий Задорожный прочит себе в приемники нынешнего спикера Госсовета Коми Марину Истиховскую.
Как сообщил "Комиинформу" В. Задорожный, 6 ноября он ожидает подписания приказа Минобрнауки РФ о назначении М. Истиховской исполняющей обязанности ректора СыктГУ.
"Я жду соответствующего приказа. Очень надеюсь, что место ректора займет Марина Дмитриевна Истиховская", - отметил профессор.
Этот вопрос будет рассматриваться на заседании ученого совета университета 6 ноября. Вероятнее всего, что на нем коллективу и представят нового руководителя вуза в лице М. Истиховской.
5 ноября 2012 года Василию Задорожному исполнится 65 лет. Это предельный возраст для работы в должности ректора. 6 ноября должно состояться чествование профессора. В. Задорожный возглавлял СыктГУ с 1995 года.
Напомним, 26 сентября состоялось заседание ученого совета СыктГУ, на котором рассматривались заявления от желающих поучаствовать в конкурсе на должность главы вуза. Документы подали двое - проректор университета по научной и внеучебной работе Виктор Залевский и заведующая кафедрой менеджмента Ухтинского государственного технического университета Татьяна Крестовских.
Первого претендента члены ученого совета внесли в список кандидатов на участие в выборах ректора. Вторая кандидатура была отклонена, поскольку у конкурсной комиссии возникли сомнения по поводу правомерности владения Т. Крестовских нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации". Чтобы разобраться в ситуации, члены ученого совета решили направить соответствующий запрос в Минобрнауки РФ.
В итоге процедура выдвижения кандидатов на должность ректора была признана несостоявшейся, потому что необходимо участие как минимум двух претендентов. Был назначен новый срок подачи заявлений на участие в выборах — с 11 по 25 октября.
Профессор кафедры культурологи Коми государственного педагогического института Владимир Сулимов в своем блоге на БНКоми рассуждает о том, как практически все вузы республики оказались в списке «неэффективных» по версии Министерства образования и науки России.
Quote
«В ночь на второе ноября стало известно, что Минобразование РФ вывесило на своем сайте результаты судьбоносного мониторинга эффективности государственных вузов, по результатам которого будет приниматься решение об их будущем. Мне уже приходилось высказывать догадку, что от мониторинга Минвуза России, проведенного в октябре 2012 года по решению Правительства, не поздровится гуманитарным и педагогическим вузам.
В ночь на второе ноября стало известно, что Минобразование РФ вывесило на своем сайте результаты судьбоносного мониторинга эффективности государственных вузов, по результатам которого будет приниматься решение об их будущем. Мне уже приходилось высказывать догадку, что от мониторинга Минвуза России, проведенного в октябре 2012 года по решению Правительства, не поздоровится гуманитарным и педагогическим вузам. Так и вышло: почти все они, причем включая своих столичных лидеров (Российский государственный гуманитарный университет и Московский педагогический государственный университет), «на территории» которых находятся основные специализированные Ученые Советы по педобразованию и УМО (учебно-методические объединения) педвузов России, объявлены неэффективными. Под раздачу попали и многие государственные «классические» университеты, прежде всего те, которые были созданы на базе педвузов.
Почти не коснулась эта неприятная процедура технических вузов, которые, надо полагать, уже потому эффективные, что технические. Вне зоны критики – медицинские вузы, причем даже молодые, не успевшие вполне обзавестись ни кадрами, ни традициями.
Тенденция записывать педагогические и гуманитарные вузы в отстающие накрыла и Республику Коми, где оба крупных градообразующих сыктывкарских вуза (пединститут и госуниверситет) оказались в черном списке. Причем внимательное чтение списка показывает: главное, что объединяет в нем вузы - их «позорное» гуманитарно-педагогическое прошлое. Вузы с научным потенциалом, двумя, тремя, пятью специализированными советами, с магистратурой и аспирантурой, собственными ваковскими научными журналами, спокойно влетали в черный гуманитарно-педагогический список. В таком окружении и нашему пединституту находиться почетно: Ярославский, Костромской и Вологодский государственные педагогические университеты, Вятский государственный гуманитарный университет, который недавно готовился стать ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ и многие другие. В чем дело? Что за номер с выходом, как говорят в Одессе? Ответ на этот вопрос надо искать, прежде всего, в самом мониторинге, в качестве его вопросов. Чтобы простому читателю было понятно, в чем фокус пяти судьбоносных вопросов Минобраза (всего пяти!), проведу аналогию с морскими судами. Есть контейнеровозы, есть эсминцы, есть рыболовные траулеры. Можно их о чем-нибудь спросить всех? Можно. О водоизмещении, например, о мощности двигателя. Но в таком случае общий вывод об эффективности делать трудно. А что, если за основу вопросов взять военный флот, и спросить, сколько у вас пушек, какова дальность ПВО – тогда все про эффективность какого-нибудь сейнера понятно. Примерно так и были составлены вопросы.
Один из главных критериев: сколько у вас выпущенных по основным программам иностранных студентов? Заданный не только московским вузам, но и, например, Горно-Алтайскому государственному университету, этот вопрос читается как прикол. А вот другой вопрос: «объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного педработника» - знаменитый с советских времен НИОКР или валовый показатель в науке, который может быть введен только для технических вузов, имеющих науку, так сказать, прикладного характера, науку, которую купят фирмы. Вы можете выпустить 100 прекрасных монографий по философии, педагогике, истории, языкознанию или по методике обучения, которые принесут Вам «университетскую книгу года», перевернут представления всего ученого мира в этой области, и вы не попадете «в масть»: такие проекты не имеют богатого заказчика.
Но больше всего меня радует пункт «доходы вуза». Что имеет в виду славное Министерство, задавая такой вопрос педвузам? Видимо, они должны были брать с заказчика, т.е., в нашем случае – республики - деньги за подготовку каждого учителя по таксе (кстати, я думаю, что так уже давно надо было делать). И в целом, этот пункт - «косяк» Правительства РК, особенно, если сравнить с Мурманском, где поддержка вузов (в том числе гуманитарного) губернатором привела к закономерному результату – Мурманский государственный гуманитарный университет по четырем показателям из пяти (нет студентов-иностранцев) признан эффективным. Четвертый показатель - средний балл ЕГЭ абитуриентов, который был тоже учтен, в какой-то степени является свидетельством качества вуза, и я с этим не хочу спорить. Кстати, этот показатель у сыктывкарских вузов хороший.
Напрашивается вывод: результат мониторинга вузов был предсказуем и даже предрешен. Можно предположить, что цель этого мониторинга - показать ничтожность вузов педагогического и гуманитарного профиля, их неконкурентоспособность, экономическую (финансовую) неэффективность, сделать очевидной их ненужность стране. Очень похоже на пиар-кампанию. Кстати, ненужность стране технических вузов легко показать вопросом «Сколько выпускников технического вуза работают по полученной специальности?» Вопрос провальный, потому что в отсутствии работающей современной промышленности в большинстве регионов эти специалисты не нужны. Или другим вопросом: «Сколько вы подготовили учителей для сельских школ нашей родины?» И сделать выводы. Такие же.
А теперь о приятном. Ухтинский технический университет (как я понимаю из контекста события) прошел «в отличники», и это счастье случилось, конечно, не за счет ухтинских иностранцев, а за счет включенности университета в газово-нефтяные проекты и заинтересованности в этом крупных компаний. Искренне поздравляю своих ухтинских коллег и ректора Н.Д. Цхадая с этим радостным событием».
---
Кстати знакомые из Вятского гуманитарного университета рассказывали, что иностранных студентов (прежде всего китайцев, но есть даже африканцы) у них тьма. Неужели во всем остальном провал.
Заместитель министра образования Коми Дмитрий Беляев прокомментировал появившийся сегодня список неэффективных вузов страны по версии Минобрнауки России. Напомним, в Коми в данный перечень ведомства попали Коми государственный педагогический институт и Сыктывкарский государственный университет, а также ряд филиалов высших учебных заведений. Эффективными признаны только УГТУ и три филиала вузов.
По словам Дмитрия Беляева, государственные вузы, работающие на территории региона, подготовили материалы, на основе которых в дальнейшем и появился вышеупомянутый список, самостоятельно, без какого-либо согласования с Минобразом Коми.
- Честно говоря, мы даже не владели информацией о том, какие показатели руководство вузов подавало в Минобрнауки России, - рассказал заместитель министра БНКоми. – Поэтому я не могу дать оценку, насколько эти госучреждения эффективны, а насколько нет. Сейчас мы получили эти документы, будем анализировать факты, изложенные в них, и через неделю-две представим свои предложения правительству Коми, Министерству образования и науки России о том, как выправить ситуацию.
Кроме этого, представители республиканского ведомства вошли в состав рабочей группы межведомственной комиссии при Минобрнауки РФ, которая детально рассмотрит сложившуюся ситуацию. По каждому учреждению, имеющему признаки неэффективности, будут подготовлены конкретные предложения по повышению качества образования.
К числу эффективных вузов в том числе отнесли и Ухтинский государственный технический университет.
- Прежде всего, для нас это серьезный сигнал напрячься еще сильнее, - в беседе с БНКоми сообщил проректор по учебно-воспитательной и социальной работе УГТУ Дмитрий Безгодов. - В тяжелейшие 90-е годы прошлого века нашему вузу удалось выстоять и доказать свою необходимость. Наши технические специальности сегодня очень востребованы: в первый год после завершения университета трудоустраиваются 80 процентов наших студентов, через два-три года наши выпускники работой обеспечены на 100 процентов. Заслугой руководства университета является и то, что наши аспиранты могут защищаться в стенах своего родного учреждения. Еще хотелось бы поблагодарить весь коллектив. Факт включения нас в рейтинг Минобрнауки говорит еще и о том, что Ухта – студенческий город. На 100 тысяч населения 15 тысяч являются работниками и студентами Ухтинского государственного технического университета.
Сообщение отредактировал Ghost - Пятница, 02.11.2012, 21:15
Наиболее популярными являются две теории, почему престижные и, в общем-то, уважаемые в научном (в том числе мировом) сообществе вузы оказались вдруг неэффективными. Первая - достаточно разумная - гласит, что критерии, принятые Минобрнауки, хороши для технических вузов, но плохи для гуманитарных. Тем не менее в Москве 7 из 10 гуманитарных учреждений (как показывает скромная аналитика в конце отчета) все-таки эффективны, а в целом по России наименее эффективными оказались вузы сельскохозяйственные - 44,23 процента; гуманитарные следуют сразу за ними - 42,86 процента неэффективных вуза. Эффективность при этом продемонстрировали медицинские (89,74 процента) и, действительно, инженерно-технические заведения (86,32 процента). Однако в эту теорию совсем не вписывается тот факт, что все театральные вузы Москвы - вот уж полная противоположность инженерам! - оказались эффективными.
Вторая теория - заговорщическая, но не совсем неправдоподобная - заключается в том, что некоторые вузы хотят признать неэффективными, чтобы слить их с другими или просто ликвидировать и завладеть освободившимися зданиями и землями. Действительно, МАРХИ располагается на Рождественке, Литературный институт имени Горького (в нем тоже нашлись признаки неэффективности) - в особняке Грибоедова на Тверском бульваре, а РГГУ занимает здания на Миусской площади, улице Чаянова (станция метро "Новослободская") и Никольской улице - в пешей доступности от Кремля. Последнее, кстати, уже подвергалось претензиям со стороны РПЦ, в связи с чем в 2008 году разгорелся нешуточный скандал. В итоге за вузом признали право на помещения.
В эту теорию, впрочем, не вписывается Государственный университет управления - прямо скажем, не последний московский вуз. Все его учебные корпуса расположены в районе станции метро "Выхино" - местоположение не самое завидное. Однако председатель некоего российского профсоюза студентов "Союз молодежи" Алексей Казак (по совместительству - президент МОО "Современный Кавказ") во включении ГУУ в список склонен видеть попытку давления на неугодный властям несговорчивый вуз.
Особенно дико в числе "неэффективных" смотрится Государственный специализированный институт искусств - как утверждается на сайте института, единственный российский вуз с инклюзивным обучением. Попытка оценивать его так же, как и все остальные заведения, ярче всего свидетельствует о непродуманности системы мониторинга.
Как в итоге изменится предварительный список и что будут делать с вузами, попавшими в окончательный, неизвестно - общие слова о "реорганизации" ничего конкретного не значат. В последнее время в России есть тенденции к слиянию заведений среднего образования. И надо заметить, что критерии оценки вузов с постоянным высчитыванием чего-либо на общее число студентов идеально отражают генеральную линию образовательной политики, отразившуюся в подушном финансировании школ. Потихоньку эти тенденции затрагивают и высшее образование, и список "неэффективных вузов" может стать отличной индульгенцией для их воплощения в жизнь.
Научное сообщество - в первую очередь, выпускники и сотрудники РГГУ - пытается привлечь внимание к ситуации, требуя для начала сделать полностью прозрачной систему и процедуру оценки вузов. Предыдущий пример привлечения внимания к проблемам вузов - попытка слияния двух тамбовских университетов - увенчалась успехом. После митинга, освещенного федеральными СМИ, министр образования и науки Дмитрий Ливанов позволил Тамбовскому государственному университету (ТГУ) и Тамбовскому государственному техническому университету (ТГТУ) существовать по отдельности.
Кстати говоря, оба они, по оценке самого Минобрнауки, оказались эффективными.
Как известно, два федеральных вуза — Сыктывкарский государственный университет (СыктГУ) и Коми государственный педагогический институт (КГПИ) — по итогам мониторинга, осуществлённого федеральным Министерством образования и науки, имеют ряд признаков неэффективности.
Более того, они имеют не один признак неэффективности, а несколько.
Сложившаяся ситуация стала для некоторых поводом для различных спекуляций и попыток увода в сторону внимания общественности от корня проблемы в совершенно другие стороны.
Уведомление для прессы и всех пользователей сети интернет: администрация форума может не заметить вовремя нецензурных слов и других, возможно, оскорбительных выражений/картинок/прочих материалов. Если вы заметили косвенный либо прямой факт оскорбления кого бы то ни было, пожалуйста, сообщите об этом администратору форума для принятия решения об удалении/модерировании соответствующего сообщения. Полный текст уведомления см. здесь.
Уведомление для прессы и всех пользователей сети интернет: администрация форума может не заметить вовремя нецензурных слов и других, возможно, оскорбительных выражений/картинок/прочих материалов. Если вы заметили косвенный либо прямой факт оскорбления кого бы то ни было, пожалуйста, сообщите об этом администратору форума для принятия решения об удалении/модерировании соответствующего сообщения. Полный текст уведомления см. здесь.
По зомбо-тв пару раз поднимали этот вопрос. Говорят, что если и будут закрывать, то в первую очередь под сокращение попадут гуманитарные ВУЗы и филиалы. Опять все через одно место сделают, а потом будут думать, что же наделали... すべての灰
Случайно обнаружил, что в списке отсутствует КРАГСиУ. Почему? Т.е. рассматривались ВУЗы с учетом учередителя или по каким-то еще отсеивающим параметрам? "Я планировала, но не думала ..."
Случайно обнаружил, что в списке отсутствует КРАГСиУ. Почему?
Оценивались только федеральные вузы.
Quote
В целях реализации абзаца четвертого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», пункта 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №ДМ-П8-2804 Минобрнауки России провело комплекс мероприятий по мониторингу деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов (далее – образовательные учреждения).
Сообщение отредактировал Ghost - Понедельник, 19.11.2012, 17:17
Когда-то я уже писал пост "гудбай универ", это было уже давно, аж на третьем курсе, когда я забрал документы и окончил свою учебу в Сыктывкарском государственном университете.
Сейчас можно было бы что-то переосмыслить и сделать выводы. А выводы прежние - забрал документы и молодец. Не стал терять еще два года на имитацию учебного процесса.
Имитация учебного процесса это то, чем занимаются в СыктГУ 90% студентов и половина преподавателей. Если кто-то решит поспорить, то выставит себя лишний раз дураком. Названые мною цифры это факт, подтверждающийся каждый год.
Сколько человек с моего курса стали хоть как-то развиваться в сфере политологии? Один.
Сколько человек с курса пиара стали работать по профессии? Два-три.
И то, роль университета в их профессиональном становлении не всегда первична. И так везде, почти на всех спецальностях. На политологию вместе со мной поступила учиться гопота. Я не преувеличиваю. Т.е. это реально гопники, и главное тут не барсетки, семечки и кепарики (все это было) и даже не тетрадки с "Серегой Бумером", а система ценностей. Фото одного из них я даже постил как-то в ЖЖ. Полюбуйтесь, справа политолог. Из-за моих впечатлений от одногрупников, которые я описывал в ЖЖ в юные 17 лет случился даже конфликт, во время которого политолог с фотографии заявил мне - "Вот сейчас честно, есть такое желание, так тебя отпиздить, чтобы ты, сука, инвалидом стал". Инвалидом я не стал, а политолог несколько лет продавал телефоны в Евросети (не осилил учебный процесс), а где теперь - не знаю. Так что на первом курсе, когда из 35 человек 20 такие, что гогочут над фразой "Мы не политологи, мы поллитрологи!", оставалось вздыхать. А учиться очень хотелось. Я пропускал мало занятий, почти ко всем готовился, неплохо сдавал экзамены. Курсовые писал сам, меня манило что это научная работа, хотелось создать какую-то систему, сделать какой-то вывод. Пусть наивный или банальный, но самостоятельный. Из-за этого с первой курсовой я провозился на месяц дольше остальных, со второй тоже хрен знает сколько. Научные руководители подвели курсовые под формат и ничего интересного они из себя представлять не стали.
С преподавателями мне скорее повезло, чем нет. Были конечно совсем неадекватные лекции, например о понятиях на зоне. Кто мужик, кто пахан. Очень важные знания для изучения политологии. Были задания "расскажите про молодежную субкультуру". Тоже очень по-взрослому. Сильные преподы были по философии, на спец.курсах, истории, истории политических учений. Но им было скучно, мне к середине второго курса тоже стало скучно (все, кажется, ушли теперь с кафедры). Историй много было, но вспоминать все сейчас не имеет смысла. Я получил социальные связи, я получил кое-какой базис по античности, социологии и политологии. Это можно было изучить за семестр. Ушел я из университета когда понял что полезных знаний больше не будет вообще. Отказался от бюджетного места, стипендии и талончиков на питание. Я шел туда честно, за знаниями, волновался перед поступлением, радовался после зачисления. Поглащал знания, получал и делился впечатлениями. И вообще мог бы стать замечательным выпускником. Не сложилось.
Удивляться тому, что СыктГУ попал в красный список ВУЗов я не стал. С новым ректором, пришедшим с чередой скандалов, наверное начнутся перемены. Но даже если в универ вкачать кучу денег, полностью перелопатить весь учебный процесс, систему оценок, найти новых преподов - кардинально ситуация не изменится. Потому что ситуация системна, высшее образование в России выполняет роль свадебного генерала. Диплом, количество людей с вышкой, количество ВУЗов - понты. Пустые понты.
КГПИ запилили страницу с "обсуждением" мониторинга и сделали банер справа:
Что характерно, все ссылки отстаивают одну точку зрения. Об ущербности методики мониторинга
Quote
Обсуждаем результаты мониторинга ВУЗов
Российский союз ректоров "Известия": Ректор Ростовской консерватории готовит иск к Минобразования "Время": Вузы, признанные неэффективными, не будут реорганизованы Телеканал "Санкт-Петербург": Неэффективные вузы пока закрывать не будут "Интерфакс Россия": Два кировских вуза исключены из списка неэффективных - губернатор Белых "Накануне.ру": Ректор Ростовской консерватории написал открытое письмо к министрам культуры и образования "Московский комсомолец": Государство забыло, зачем нужны вузы?
Сообщение отредактировал Ghost - Суббота, 10.11.2012, 21:23
Список неэффективных вузов, составленный в минобрнауки России, вызвал неоднозначную реакцию ректоратов высших учебных заведений в Коми. О причинах готовности одних вузов региона меняться и нежелании других реорганизовываться в интервью корреспонденту РИА Новости рассказал министр образования республики Владимир Шарков.
Владимир Витальевич, как вы оцениваете положение дел в системе высшей школы в Коми в связи с обнародованием минобрнауки РФ «черного списка» вузов, признанных неэффективными?
Впрямую ставить клеймо неэффективности на то или иное учебное заведение все-таки неправильно. Речь о вузах с признаками неэффективности. К таковым в нашем регионе отнесены семь, в основном, небольшие филиалы федеральных вузов, доля которых на рынке образовательных услуг Коми невелика (горный институт и филиал УГТУ в Воркуте, филиал Вятской сельхозакадемии, филиал СПБГУСЭ и ухтинский филиал МГУПС).
Что касается местных базисных вузов, попавших в перечень, - это старейший вуз КГПИ - единственный в регионе педагогического профиля, в этом году ему исполнилось 80 лет, а также СыктГУ. В последнем неделю назад сменился ректор. Его возглавила спикер Госсовета Коми Марина Истиховская. Реакция последовала адекватная. Вуз настроен на внутреннюю модернизацию. А вот восприятие сложившегося положения дел пединститутом не совсем адекватное.
В чем это выразилось?
Ученый совет КГПИ направил обращение главе Коми Вячеславу Гайзеру с просьбой не допустить реорганизации учебного заведения. В тот же день, после того, как я через СМИ напомнил вузу об отсутствии антикризисной программы, ученый совет свое письмо отозвал и спешно представил проект антикризисной программы. Однако подобный документ не разрабатывается впопыхах, он требует серьезной доработки. В ближайшее время мы с руководством института соберемся для обсуждения этого вопроса.
Тот факт, что данный вуз попал в «черный список», - это следствие каких-то аналитических документов, направленных в минобрнауки вашим ведомством?
Региональное министерство образования не имело никакого отношения к подготовке рейтинга профильным федеральным органом власти. Оно является учредителем вузов, расположенных в регионе, поэтому ректораты регулярно сдают в Москву отчеты о работе. Вот на их основании и строился анализ состояния дел в том или ином учебном заведении.
Как минобразования Коми оценивает качество образовательных услуг КГПИ?
В школах не только сельских районов, но и городов у нас острая нехватка учителей, особенно молодых. А часть выпускников КГПИ, получая дипломы, подаются в журналисты, в пресс-секретари, в общем, не по специальности. Это свидетельствует о медленной реакции вуза на вызовы времени. Мы предлагали нынешнему ректору Михаилу Китайгородскому двигаться в ногу со временем и корректировать работу в соответствии с современными потребностями рынка труда.
Каким образом?
В глубинке недостаточно учителей-предметников. Потому логично оформить спарринг подготовки педагогов. Скажем, те, кто в формате бакалавриата получает диплом учителя русского языка и литературы, вполне могут продолжить учебу по программе магистратуры, скажем, по специальности учителя иностранного языка… Те, кто обучается на педагога географии и биологии, могли бы взяться за дополнительную специальность – химию. Однако пединститут ограничивается культурологией, которая, как показывает анализ рынка труда, не востребована. Собственно, это то, о чем говорила в рамках визита в Коми Елена Леонидовна Низиенко (руководитель департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки РФ) на встрече с ректором КГПИ.
Кроме того, давно пора ввести такую специальность, как психолог, которых нынче тоже так не хватает общеобразовательным учреждениям. Школы, возможно, и могли бы ввести штатные единицы, но заполнить вакансии – проблема. Поскольку в КГПИ на всех факультетах студенты и так в обязательном порядке проходят психологию как предмет, нет сомнений, что найдется немало желающих получить соответствующую дополнительную специальность. В общем, очертание векторов движения вперед очевидное.
С чего следует начать?
Полагаю, имеет смысл провести независимый мониторинг положения дел в КГПИ с привлечением сторонних экспертов из-за пределов Коми, параллельно – проанализировать опыт других регионов, где педагогические вузы успешно встроились в современные реалии.
Владимир Витальевич, планируется ли создание в Коми университетского комплекса?
Задача реорганизации высшей школы федеральными властями ставится перед всеми регионами. Некоторые ее уже успешно выполнили. Нам же еще только предстоит эта работа. Видение и понимание у нашего министерства сформировано. Комплекс можно создать на базе СыктГУ, у которого для этой миссии имеется наиболее подходящий потенциал. Плюсы для тех учебных заведений, которые войдут в состав комплекса, очевидны – развитие материально-технической базы, шлифовка структуры факультетов и кафедр, расширение возможностей педагогического коллектива (одни и те же преподаватели могут учить студентов как своего вуза, так и вуза-партнера).
Вузы Коми не фигурировали в коррупционных скандалах. Значит ли это, что сюда можно поступить без блата и нелегальной оплаты?
Это норма жизни для вузов Коми. У нас абсолютно прозрачные и строго регламентированные алгоритмы поступления абитуриентов. Реформа профобразования, инициированная президентом России, направлена в том числе на эту цель.
В начале нынешнего учебного года наш институт, как и все государственные вузы страны, представили в Минобрнауки России данные по 50 показателям деятельности вуза.
1 ноября 2012 года Минобрнауки России подвело итоги мониторинга деятельности высших учебных заведений за 2011 год. Однако вместо 50 показателей Минобрнауки России оценило деятельность подведомственных учреждений всего по 5 показателям, установив для них пороговые значения: средний балл ЕГЭ студентов, поступивших в вуз (пороговое значение 60); объем НИОКР на 1 научно-педагогического работника (пороговое значение 50 тыс. руб. в год); удельный вес численности иностранных студентов, закончивших обучение (пороговое значение 0,7%); доходы вуза из всех источников на 1 научно-педагогического работника (пороговое значение 1100 тыс. руб.); общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на 1 студента (пороговое значение 11 кв.м).
Из 5 показателей наш институт преодолел пороговые значения только по одному, еще по двум – наши показатели близки к пороговым. И на основании этого наш вуз попал в список вузов с признаками неэффективности. Однако назвать нас неэффективными на основе ограниченных данных только 2011 года невозможно.
В соответствии с действующим законодательством качество работы вуза определяется имеющимися у него лицензией и свидетельством об аккредитации.
Относительно недавно мы первыми в республике получили бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности. Именно она свидетельствует о наличии у нас достаточных кадровых, материальных, информационных, инфраструктурных ресурсов для качественного обеспечения научно-образовательного процесса. Мы имеем свидетельство о государственной аккредитации, которое подтверждает качество выпускников и дает нам право выдавать им дипломы государственного образца.
И даже по 5 упомянутым показателям мы уже в 2012 году преодолеваем пороговые значения по большинству показателей. А в ближайшем будущем сможем еще увеличить их значение. Для этого Ученый Совет института 7.11.2012 г. принял Программу повышения эффективности деятельности Коми ГПИ до 2014 г. в которой представлена динамика нашего развития. Программа направлена в Минобрнауки России и Минобразования РК.
Мы уверены, что статус нашего института, необходимого региону учебного заведения должен быть сохранен. Для этого ректоратом, Ученым Советом принимаются определенные действия. Администрация института будет информировать сотрудников и студентов обо всех последующих шагах и их результатах.
Уверен, что всех преподавателей, сотрудников, студентов и их родителей волнует судьба первого вуза республики и надеюсь, что мы все спокойно и конструктивно преодолеем сложившуюся ситуацию.
Коми государственный педагогический институт продолжает работу и учебу.
Ректор Коми ГПИ М.Д. Китайгородский
---
Везде вставят, что их вуз открылся раньше других. Больше гордиться нечем.
Сообщение отредактировал Ghost - Четверг, 15.11.2012, 23:41
«Российская газета» сообщает, что на этой неделе будет подготовлен окончательный список неэффективных вузов.
Ситуацию прокомментировал ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. В связи с последними назначениями и перспективой объединения СыктГУ и КГПИ наиболее интересна часть комментария Ярослава Кузьминова, посвященная ответу на вопрос: как должны действовать губернаторы и что влечет слияние ВУЗов:
- Если губернаторы "заступаются" за вузы своих регионов, - в таком случае они должны принять самое активное участие в их развитии. В частности, выделить из региональных бюджетов ресурсы для реализации изменений в вузах, передать дополнительные здания, если вузу их не хватает, и прочее. При принятии каких бы то ни было решений в отношении неэффективных вузов, прежде всего, надо не нарушить права студентов. Их обязаны доучить по той же программе, по которой они поступали. Когда слабый вуз вливается в сильный, то студенты из первого, скорее всего, будут не дотягивать по уровню подготовки до требований второго. Их знаний будет недостаточно, поэтому необходимо дать им право на прохождение бесплатных курсов по некоторым дисциплинам в течение года. Мы должны гарантировать, допустим, третьекурснику, что его не выгонят, и у него есть право "подтянуть" знания по нужным курсам, и государство должно выделить для этого, если нужно, дополнительный год, - заявил Я.Кузьминов.
Как уже писало «Красное знамя», на этой неделе будет подготовлен окончательный список неэффективных вузов.
По информации Министерства образования России, в рабочие группы представлены позиции федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, на территории которых располагаются образовательные учреждения, Совета Ректоров регионов, аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, на территории которых располагаются образовательные учреждения.
По результатам рассмотрения в отношении образовательных учреждений принималось решение одного из трех типов: - образовательное учреждение имеет признаки неэффективности, связанные со спецификой его деятельности. Такие решения были приняты, как правило, в отношении архитектурно-художественных, театральных, транспортных и иных вузов, имеющих специфику образовательных программ; - образовательное учреждение является неэффективным и нуждается в оптимизации деятельности. Для таких образовательных учреждений предполагается до конца текущего года разработка программ развития, согласованных с учредителем и регионом, и направленных на повышение конкурентоспособности образовательных учреждений и устранение признаков их неэффективности; - образовательное учреждение является неэффективным и нуждается в реорганизации. Для таких образовательных учреждений предполагается реорганизация.
По Республике Коми согласована судьба нескольких «неэффективных» вузов. Так например, Воркутинский горный институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный минерально-сырьевой университет "Горный" и Воркутинский филиал Ухтинского государственного технического университета согласовано считать «неэффективным и нуждающимися в оптимизации деятельности».
Согласование на реорганизацию неэффективных вузов получено на Сыктывкарский государственный университет и Коми государственный педагогический институт.
Сообщение отредактировал Ghost - Среда, 21.11.2012, 14:21